Туроператорам
г. Москва, Страстной бульвар, 13А, стр. 1
bus
Федеральное представительство Дороги Победы +7 (495) 133-18-16
пн-пт 09:00–18:00
Платные экскурсии +7 (495) 481-41-86
пн-пт 9:00–18:00
Заказать звонок

Национальный проект «Культура»



В рамках национального проекта «Культура» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. В составе проводимых культурно-просветительских программ будут проходить однодневные военно-исторические маршруты для детей и юношества по местам боевой славы, тем самым придавая серьезный импульс развитию военно-патриотического воспитания в России. Россия имеет богатейшую военную историю и хорошо сохранившиеся объекты военно-исторического наследия. Изучение истории не только по учебникам, но и вживую присутствуя в местах боевой славы защитников Отечества, в музеях, которые хранят экспонаты великих сражений, позволит по-новому взглянуть на историю России.

Развитие военно-патриотического воспитания имеет колоссальное значение для воспитания подрастающего поколения, так как позволит изучать отечественную историю не только по учебникам, но и на полях великих сражений, изменивших ход мировой истории. Военно-патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.


Цели и задачи проекта

Программа проводится при поддержке Минкультуры России в формате открытого урока истории и военно-исторических программ в соответствии с национальным проектом «Культура», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года №204 
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в части создания современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил.

Цель программы — развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.


РЕГИОН: ПЕРМСКИЙ КРАЙ 

В годы Великой Отечественной Войны Пермский край стал приютом для беженцев и тех, кого удалось эвакуировать из оккупированных регионов. Лишь благодаря им население Перми (Молотова – название города с 1940 до 1957г.) увеличилось более чем в полтора раза. Суммарно в область было эвакуировано более 350 тыс. человек из Белоруссии, Украины, Прибалтики, западных областей России, Ленинграда и Москвы.

В годы Великой Отечественной войны Пермь не знала ужасов бомбежек и артобстрелов. Но Пермский край (Молотовская область) отдал фронту более 500 000 бойцов, почти 200 000 из них погибли в боях, скончались в госпиталях и пропали без вести. 100 000 пермяков трудились в тылу и произвели более 13 000 000 минометных зарядов, около 3 000 000 реактивных зарядов для "катюш", более 10 000 000 касок, 10 000 000 пар сапог, 650 000 телефонных аппаратов. Жители Пермского края пожертвовали 500 000 000 руб. в Фонд обороны. Пермские доноры сдали 35 000 литров крови. А на Краснокамском монетном дворе было отчеканено 10 000 000 орденов и медалей. Всё для фронта! Всё для Победы!

В рамках военно-исторических программ для детей и юношества по местам боевой славы защитников Отечества "Дороги Победы" объектами посещения были выбраны:

  1. Музей «Пермской артиллерии»
  2. Музей – бункера штаба 52-й ракетной дивизии




РЕГИОН: ПРИМОРСКИЙ КРАЙ

В годы Великой Отечественной войны Приморский край не являлся ареной боевых действий, но боеспособность региона объяснялась его пограничным расположением. В 125 км от Владивостока вдоль советско-китайской границы находились японские войска — миллионная Квантунская армия, выжидавшая удачного момента для нападения на СССР. Потенциальная возможность нападения Японии на советский Дальний Восток заставляла держать в регионе большие воинские контингенты и укреплять обороноспособность края.

В рамках военно-исторических программ для детей и юношества по местам боевой славы защитников Отечества "Дороги Победы" объектами посещения были выбраны:

  1. Обзорно-тематическая экскурсия (мемориальный комплекс «Боевая Слава Тихоокеанского флота», Вечный огонь, Ккнига памяти, Мемориальная Гвардейская Краснознамённая подводная лодка С-56. и др.)
  2. Музея-заповедника «Владивостокская крепость».




РЕГИОН: РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ

В годы Великой Отечественной войны большая часть Карелии находилась в оккупации. Финляндия, союзница фашистской Германии, в ходе наступления лета-осени 1941 года оккупировала более 2/3 территории Карело-Финской ССР, включая города Олонец, Кондопога, Медвежьегорск, а также столицу республики, город Петрозаводск. 

Предприятия были переориентированы под военные нужды. Так, производством оружия и боеприпасов занялись мастерские Сегежского ЦБК, Кировской железной дороги, а также Повенецкий судостроительный завод.

Большинство крупных предприятий всех прифронтовых областей СССР были переброшены за Урал. Но доставка многого, в чем нуждались бойцы на фронте, из глубины страны была практически невозможной. Поэтому Карелия, находящаяся близко к линии фронта, стала основным поставщиком самого необходимого в бытовом плане. Она снабжала фронт мобильными банями, санитарными санями и волокушами, лыжами, экипировкой, гужевым транспортом. Сельхозпродукция, рыба, топливо также отправлялись на передовую.

Автопредприятия и ремонтные мастерские обслуживали танки, боевые автомашины и спецтехнику. План производства вырос втрое. За 1941 г. для армейских частей было отремонтировано более 500 машин.

В рамках военно-исторических программ для детей и юношества по местам боевой славы защитников Отечества "Дороги Победы" объектами посещения были выбраны:

  1. Галерея промышленной истории Петрозаводска.
  2. Национальный музей республики Карелия




РЕГИОН: РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

Накануне войны в Мордовской АССР проживало 1,187 млн человек. Только в первые два месяца боевых действий более 6 тыс. человек — уроженцев Мордовии — добровольно ушли на фронт. В годы Великой Отечественной войны в Красную армию были призваны 241 тыс. граждан, то есть каждый пятый житель республики, домой вернулись лишь 111 тыс. солдат. 

Почти 100 тысяч бойцов и командиров за доблесть и мужество в боях были награждены орденами и медалями. 124 из них присвоено звание Героя Советского Союза. 32 уроженца республики стали полными кавалерами ордена Славы.

За четыре года войны швейные предприятия Мордовии поставили на фронт более миллиона шинелей, а также шапки-ушанки и рукавицы… Саранская швейная фабрика и Ширингушская суконная фабрика получили для этой цели оборудование из украинского города Кременчуг. На базе котонинной фабрики в Саранске был создан механический завод, который произвел за годы войны около 11 миллионов различных взрывателей к артиллерийским снарядам и ручным гранатам Ф-1­. 

В рамках военно-исторических программ для детей и юношества по местам боевой славы защитников Отечества "Дороги Победы" объектами посещения были выбраны:

  1. Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 гг.
  2. Мордовский республиканский объединенный краеведческого музея им. И.Д. Воронина.




РЕГИОН: ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

Враг ворвался в Воронеж 6 июля 1942 года и занял его западную часть. К концу лета правый берег города постепенно оказался под вражескими войсками. Та же участь была суждена Богучару, Острогожску и Россоши, то есть западные районы Воронежской области были оккупированы.

Боевые действия на Воронежском фронте тянулись 22 месяца - это 667 дней. На протяжении 212 дней территория города была разделена на две части: свободную и оккупированную. Ожесточенная борьба шла за каждый квартал, улицу, за каждый дом. Как враг не старался, но полностью захватить Воронеж ему не удалось. Город не сдался в неравной борьбе, выстоял, а затем стал гнать врага со своей земли.

За период боевых действий город сильно пострадал. На месте большинства зданий остались лишь развалины, да и те были заминированы. Практически 92% всех жилых зданий было уничтожено. Фашисты вырубали парки и сады. От былого Воронежа практически ничего не сохранилось.

С начала войны Воронеж периодически подвергался бомбардировкам, которые кратковременно нарушали работу трамвайного сообщения в городе. В 1942 году трамвай оставался единственным средством транспорта в Воронеже, так как автотранспорт был мобилизирован на фронт. На нём перевозились грузы, с его помощью доставляли раненых от вокзала к госпиталям. Трамвайная система продолжала работать вплоть до захвата правобережной части города и депо немецкими войсками. Из-за этого почти все культурные объекты города были уничтожены. Единственным сохранившимся в целости воспоминанием о Воронеже до 20-ого века стала усадьба Дмитрия Веневитинова.

Оккупация не прошла бесследно для жителей. Пострадало население самого города и сел на территории Воронежской области. Во время налета авиации в июне 1942 года бомбы попадают в Сад пионеров, где погибают 300 детей. Немцы учиняли массовые казни мирных жителей. Так, в Песчаном логе расстреляли 450 человек. Деревья Первомайского сада стали виселицами для 34 граждан. Но патриотизм воронежцев неоценим. Они не были сломлены врагом. Среди них не нашлось предателей - никто не стал бургомистром, немецким прихвостнем. 

В рамках военно-исторических программ для детей и юношества по местам боевой славы защитников Отечества "Дороги Победы" объектами посещения были выбраны:

1 Воронежский областной краеведческий музей

2. Музей-усадьба Дмитрия Веневитинова 




РЕГИОН: КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

Боевые действия на территории Калужской области начались 2 октября 1941 года и завершились 17 сентября 1943 года, ожесточенные бои продолжались долгих 717 дней. Советские войска на территории области участвовали в решающих сражениях Великой Отечественной войны: Московской, Курской, Смоленской битвы, провели 30 крупных боевых операций, 17 воинов, отличившихся в этих сражениях удостоены звания героя Советского Союза. В первые же месяцы войны из Калуги на фронт ушло 25 тысяч человек. Заводы и фабрики Калужского края, еще вчера выпускавшие мирную продукцию, стали производить вооружение, боеприпасы, обмундирование.  За годы Великой Отечественной войны из Калужского края было призвано 175 464 человека. Война унесла более 140 тысяч жизней, оставив на Калужской земле 431 захоронение. После разгрома немецко-фашистских войск под Курском и Орлом в сентябре 1943 года Калужская область окончательно была освобождена от захватчиков.  17 сентября стал официальным памятным днём Калужской области – День освобождения Калужской области от немецко-фашистских захватчиков. Принят Законодательным Собранием 20 июня 2013 года. 

В рамках военно-исторических программ для детей и юношества по местам боевой славы защитников Отечества "Дороги Победы" объектами посещения были выбраны:

1. Военно-исторический центр «Дом Торубаевых» 

2. Военно-исторический центр «Маршал Победы – Георгий Константинович Жуков»




РЕГИОН: ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ

Память липчан о годах сражений и оккупации хранит сотни памятников, мемориальных досок и музеев, посвящённых Великой Отечественной войне. На территории региона находятся 272 воинских захоронения. Елец в 2007 году получил звание «Город воинской славы». Также он вошёл в историю благодаря участникам взятия Рейхстага, написавшим на его стене слова «Мы из Ельца». На фронт из Липецка ушли 42 тысячи человек, 7 тысяч человек погибли на войне. Звание Героя Советского Союза получили более 160 липчан.

В рамках военно-исторических программ для детей и юношества по местам боевой славы защитников Отечества "Дороги Победы" объектами посещения были выбраны:

1. Липецкий областной краеведческий музей.

2. Художественный музей. Экскурсия «Дом Губина. История и современность»




РЕГИОН: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

В первый же год войны, в 1941 году, значительная часть территории области стала ареалом жесточайших боевых действий. В октябре немецко-фашистские войска смогли максимально продвинуться к Москве с Волоколамского, Можайского и Наро-Фоминского направлений. Тем не менее, получили достойный отпор. 5 декабря началось контрнаступление под Москвой, в ходе которого в короткое время Московская область была очищена от немецко-фашистских оккупантов. Последним освобождённым крупным населенным пунктом стал в январе 1942 года в поселке Уваровке ныне Можайского района. Бои на этих рубежах еще продолжались больше года, но Подмосковье успешно выполнило свою миссию — защитило Москву от захвата. Для этого были мобилизованы все возможные силы. Кроме уже служивших в рядах РККА уроженцах области, на фронт ушли сотни тысяч мобилизованных. В районах, которые очевидно оказывались под фашистской оккупацией, создавались истребительные отряды, которые защищали свои города и поселки до последней возможности, а потом превращались в партизанские отряды, наносившие врагу постоянный урон вплоть до освобождения территорий. 

Велик вклад в Победу и тружеников тыла. За короткое время после войны после войны Московская область снова стала ведущим индустриальным регионом страны. Здесь не только восстановилась ранее развитая промышленность, но появились и индустриальные города-наукограды — Дубна, Троицк, Пущино, Черноголовка. 

В рамках военно-исторических программ для детей и юношества по местам боевой славы защитников Отечества "Дороги Победы" объектами посещения были выбраны:

1. Музей техники Вадима Задорожного 

2. Музейный комплекс «История танка Т-34»




РЕГИОН: МОСКВА 

Из Москвы велось руководство жизнью страны. В Москве размещались центральные органы Коммунистической партии, Советское правительство, Государственный комитет обороны (ГКО), Ставка Верховного Главнокомандования. В первые дни войны в столице проводилась организация ее обороны. 

20 октября 1941 года до 1 июля 1942 года в Москве и прилегающих районах было введено осадное положение и особый комендантский режим.

В городе строились баррикады. К концу 1941 в Москве и области было организовано около 200 военных госпиталей.

В целях защиты от фашистских бомбардировщиков над городом запускались дирижабли, проводилась маскировка зданий.

Были перекрашены в черный цвет купола соборов, зачехлены звёзды на башнях Кремля, над мавзолеем построено двухэтажное здание, стал неузнаваемым облик Большого театра, на Манежной и Красной площадях были установлены фанерные декорации домов, от Спасских до Боровицких ворот протянута песчаная дорога. Жёлтые фасады кремлёвских зданий перекрасили в серый цвет.

Центр Москвы стал неузнаваемым для летчиков. Ни один снаряд не взорвался на Красной площади. Первая бомбардировка Москвы произошла 22 июля 1941 года. На Москву было сброшено около 10 тысяч зажигательных бомб. В дальнейшем Москву бомбили Москву с воздуха в основном ночью. От бомбежек жители спасались в бомбоубежищах, подвалах зданий, в метро.

Осуществление операции "Тайфун" по захвату Москвы фашисты начали 30 сентября 1941 года, 19 октября Москва была объявлена на осадном положении. Согласно Постановлению Государственного Комитета Обороны «Об эвакуации столицы СССР из Москвы» от 15 октября 1941, в Куйбышев были перемещены часть ЦК ВКП(б), Совнарком, Президиум Верховного Совета СССР, наркоматы, ЦК ВЛКСМ, исполком Коминтерна во главе с Г. Димитровым, дипломатические миссии зарубежных государств (включая, США, Великобританию и Японию). Специально для Сталина в кратчайшие сроки был построен бункер. Роль временной фактической «столицы» Куйбышев исполнял в период с 1941 по 1943 год.

В рамках военно-исторических программ для детей и юношества по местам боевой славы защитников Отечества "Дороги Победы" объектами посещения были выбраны:

1. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

2. Музей Победы на Поклонной горе




РЕГИОН: САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Более 380 тысяч человек ушло из Куйбышевской области на фронт в годы Великой Отечественной войны. 

в Самару (тогда — Куйбышев) была эвакуирована часть советского правительства, и город фактически стал второй (или как его тогда называли — запасной) столицей страны

В годы войны область стала одним из центров авиастроения — здесь выпускали по 15 самолётов в день, а по поставкам топлива для фронта Куйбышевская область уступала только Баку.  В области создавали авиационные винты (произведено 90 тыс. штук за годы войны), моторы для самолёта штурмовика ИЛ-2, сами штурмовики ИЛ-2 (всего был произведен 66681 самолет)

В годы Великой Отечественной войны железная дорога им. Куйбышева

стала главной коммуникацией по обеспечению фронта боеприпасами, военной техникой, горючим и продовольствием.

В рамках военно-исторических программ для детей и юношества по местам боевой славы защитников Отечества "Дороги Победы" объектами посещения были выбраны:

1. Паровозное Депо Куйбышевской железной дороги.

2. Музей авиации и космонавтики С.П.Королева